10 лет трагедии над Боденским озером – катастрофе, которой не должно было быть |

В воскресение в Германии прошла траурная панихида

10 лет трагедии над Боденским озером – катастрофе, которой не должно было быть
Со времени, пожалуй, самой страшной авиакатастрофы в новейшей истории России - над Боденским озером - прошло уже десять лет. В ней погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка, которые летели на отдых в Испанию [фото, видео, воспоминания]
Целое десятилетие прошло со времени, пожалуй, самой страшной авиакатастрофы в новейшей истории России – над Боденским озером. В ней погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка, которые летели на отдых в Испанию.
В воскресение Германии, под городком  Юберлинген, где нашли обломки самолета, у мемориала «Разорванная жемчужная нить» прошла траурная панихида. Специальным рейсом на нее прилетели около ста человек – родные и близкие погибших детей и членов экипажа. Кто не смог полететь – пришли на уфимское Южное кладбище, где захоронены погибшие. Мулла и священник прочитали молитву над каждой могилой.

Десять лет назад Дамира Асылгужина похоронила сына Ильдара. В том же году ее дочь Гузель окончила школу и поступила на экономфак БГУ.
- А в 2008 дочь с зятем Тимуром подарили мне внучку, - рассказала «Комсомолке» Дамира. - Азалия теперь моя отдушина, моя радость. Она часто гостит у меня, я с удовольствием нянчусь с внучкой. Азалия любит просматривать семейные фотоальбомы. Глядя на снимки Ильдара, она спрашивает, кто это. Отвечаем: это твой дядя. Когда девочка подрастет, мы расскажем ей о том, что произошло в 2002 году. Каждый год мы ходим с дочерью на могилу к Ильдару, сажаем новые цветы. И через какое-то время к этой традиции мы приобщим Азалию.

Вдова погибшего стюарда тоже начала летать – так она чувствует себя ближе к мужу…
- Я помню, мы вылетели в Германию в день катастрофы. Ни с чем не сравнить эту боль. Никому не пожелаешь, одни обломки, - вспоминает Гульнара, вдова погибшего бортпроводника «Башкирских авиалиний» Айсуака Якшидавлетова. – Сейчас на этом месте бусинки - как огромные шары, нам примерно до пояса. Говорят, что в самолете у одной девочки рассыпались жемчужные бусы… Это и стало символом памяти.
В 1994 году молодой Айсуак устроился работать стюардом, выучил  в совершенстве пушту, английский, турецкий и арабский языки и постоянно работал. Летал часто, но о родных никогда не забывал. У Гульнары сохранилась целая стопка писем, в которых Айсуак писал о странах, где приходилось останавливаться.

- Мы никогда его не забудем. Я очень скучаю по нему, - вспоминает отца теперь уже повзрослевшая дочь Айсылу. – Я была маленькая, всего-то 5 лет, но я помню его внимание. Привозил все, что я просила: и самокат у меня был, и туфли… Мне все завидовали, что у меня такой папа.
Тем рейсом Айсуак вообще не должен был лететь, но его срочно вызвали.
- Он позвонил и попросил привезти в аэропорт его вещи. Он мог и без них полететь… Сейчас понимаю, что он хотел просто увидеть нас…- рассказывает с грустью Гульнара.
Примерно через полгода после того, как не стало мужа, она тоже подалась в бортпроводницы.
- Мне тогда казалось, что так я буду ближе к нему. Я летала, и мне чудилось, будто он рядом где-то. И так пять лет…- говорит она.
Маленькая Айсылу очень боялась, что вслед за отцом уйдет и мама, а потому плакала и умоляла ее больше не улетать. И Гульнара прислушалась.
Сейчас она работает в Педагогическом университете секретарем. Горе многому учит, поэтому все свободное время старается проводить с семьей. Снова вышла замуж и воспитывает еще одну дочь, но, пожалуй, ни на минуту не забывает об отважном романтике Айсуаке Якшидавлетове.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала финальной точкой целой серии недоразумений, грубых нарушений инструкций и элементарных правил безопасности. Напомним, что путевку в Испанию по линии ЮНЕСКО получили дети-победители олимпиад как поощрение за хорошую учебу. В основном, правда, путевки достались детям высокопоставленных чиновников. Их сопровождала Екатерина Поспелова – молодая преподавательница из педуниверситета. Сейчас ее именем назвал Центр подготовки вожатых.
Авиакатастрофы могло не быть, если бы дети полетели своим рейсом. Но группа опоздала на самолет и вынуждена были почти сутки пробыть в Москве, пока республиканские власти не договорились о выделении им нового самолета – ТУ-154.
А еще -  если бы в швейцарской компании «Скайгайд», диспетчеры которой вели самолет, так грубо не нарушали все мыслимые нормы безопасности. Так¸ согласно инструкциям, той ночью должны были дежурить два человека. Но молодой диспетчер Питер Нильсен сидел один, потому что его напарник, видите ли, пошел спать! Поэтому Питер заметил, что маршруты двух самолетов пересекаются, только за минуту за ЧП.  
Беды можно было избежать, если бы пилоты неукоснительно соблюдали все инструкции. По правилам, в спорных ситуациях, положено слушать не диспетчера, а автоматическую систему предупреждения опасных сближений (ТКАС). Нильсен дал команду ТУ-154 снижаться, а ТКАС – набирать высоту. В то же время, пилоты грузового Боинга, выполняя инструкцию ТКАСа, тоже спускались. Они пытались предупредить диспетчера, но тот не услышал их, потому что переключился в этот момент на другую частоту.

Два самолета столкнулись почти под прямым углом. Салон ТУ-154 развалился в воздухе и упал недалеко от Боденского озера. В авиакатастрофе не выжил никто.
Спустя два года, 4 февраля 2004 года, появилась еще одна жертва: архитектор из Северной Осетии Виталий Калоев, потерявший в авиакатастрофе всю семью, вычислил, где жил Питер Нельсон и зарезал его. Суд приговорил его к восьми годам лишения свободы, в 2007 году его досрочно выпустили.
Тогда же, в 2007 году, осудили четырех сотрудников «Скайгайда» (их имена и должности не назывались). За причинение смерти по неосторожности трое получили условные сроки, а один отделался штрафом.
МИСТИКА
В той катастрофе погибла и 15-летняя уфимская школьница Лена Нелюбина. С самого детства девочка писала стихи. А за месяц до трагедии из-под ее пера вышли пророческие строки:
Вернуть невозможно, забыть нельзя,
Железом высечены на карте слова.
И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,
Оплакивая сына, которого уже не обнять…

Возврат к списку

Актуальные новости

[an error occurred while processing the directive]
AlfaSystems massmedia K3FN2SA